Дворец Карлоса V — торжество христианства в Гранаде и Испании
Гранада оказалась для Католических Королей (Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский) своеобразным символом деяний, завершением Реконкисты, грандиозной жизненной целью. Решено было сохранить за ней статус стольного города, построить здания столичного масштаба, расширить и модернизировать королевскую резиденцию в Альгамбре. Ранее монархи построили в центре возле Алькасерии (мавританский рынок) и Медресе (мавританский университет) Королевскую капеллу.
Проект дворца Карлоса V создавался с таким расчетом, что сохранить мавританский Алькасар, находящиеся рядом. Новая постройка стала частью королевской резиденции наследника Католических Королей Карлоса I (в Испании). Молодой монарх женился на своей двоюродной сестре Изабелле Португальской. Это был первый близкий родственный брак в испанской династии Габсбургов, правление которых завершилось в 1700 году.
Почему построили дворец Карлоса V
Во время медового месяца (1526 г) Карлос V поселился вместе с супругой в Альгамбре, в пристроенных дворцовых палатах, которые так и называются «Покои Карлоса V «. Некоторые мусульманские постройки были снесены и дополнены новыми. Видимо новому правителю Испании арабский Алькасар не очень нравился, предпочитал почивать в покоях, построенных по кастильскому образцу.
Строительство дворца было поручено управляющему Альгамброй маркизу Мондехару, который был истинным поклонником искусства эпохи испанского возрождения в 1525 году. В то время в южных землях Испании осуществлялось поголовное крещение мусульман. Финансирование строительства шло за счет налогов, поступавших в казну от новых христиан. Построенное здание оригинально вписывалось в существующий комплекс, но не было завершено. Преследуемые со стороны церкви мориски (крещенные мусульмане) подняли восстание в 1565 году, деньги для строительства перестали поступать. К тому времени на испанском престоле уже находился другой монарх, сын Карлоса V Филипп II. У него были другие планы: строительство комплекса Эскориал и основание новой столицы — Мадрид.
Строительством дворца руководил архитектор Педро Мачука, который учился в Италии у великих мастеров — Микеланджело и Рафаэля. В основе планировки лежит круг, вписанный в квадрат, и два симметричных крыла. Симметрию нарушает часовня, где планировали разместить приватную королевскую крипту для захоронения.
Интерьер строения очень строг. Внутренний дворик находится под открытым небом.
Архитектура и декоративное оформление
Колонны величественных двухъярусных аркад выполнены из местного камня — спрессовавшейся доломитовой породы, капители дорического и тосканского ордеров. Парадная каменная лестница, перекрытая цилиндрическим сводом, ведет на крытую галерею второго этажа. По периметру построена длинная скамья. Первый этаж сложен из подушкообразных блоков. Ионические полуколонны второго этажа увеличивают высоту постройки. Геометрическая четкость и прямолинейкость ренессанса разбавлена круглыми окнами и декоративными медальонами.
Главный портал по форме напоминает триумфальную арку, декорированную полуколоннами, высокими основаниями и медальонами. Скульптурный декор передает моменты исторических битв. Треугольный фронтон центрального входа и южного портала украшен женскими фигурами, они олицетворяют греческих богинь.
Стоит заметить, что Альгамбра спаслась от разрушения благодаря дворцу Карлоса V. Не стали бы испанские монархи сохранять мавританский Алькасар, если бы королевский дворец не возвеличивал завершение Реконкисты в Гранаде.
В настоящее время дворец является частью комплекса Альгамбра в Гранаде, на первом этаже которого разместился Музей Альгамбры, а на втором — музей Изобразительного искусства, где представлены полотна лучших художников Гранады.
Другие статьи:
Дворцы Насридов
Экскурсии в Гранаде
Деревянное покрытие сводов