Монастырь Святого Иеронимо в Гранаде
Для гостей Гранады, которые останавливаются больше двух дней, или для тех, кто приобрел туристический бонус GranadaCard, окажется интересным посещение монастыря Святого Иеронима. Действующая обитель находится по адресу Calle Rector López Argueta 9, в десяти минутах ходьбы от Кафедрального собора.
Монастырь строят по желанию Католических Королей для конгрегации иеронимистов. Немного позднее в Главной капелле храма решают создать пантеон для Гонсало Фернанадеса де Кордова. В 1504 году был заложен первый камень строительства. Позднее вторая жена Гран Капитана герцогиня де Сеса обратилась к императору Карлосу V с просьбой строительства пантеона для своей семьи и спонсировала возведение Главной капеллы и заалтарного сооружения (ретабло).
Гран Капитан
Гонсало Фернанадес де Кордова, прозванный в Испании «El Gran Capitán» (Великий Капитан). Родился недалеко от Кордовы в местечке Монтилья в аристократической семье. Выдающийся военноначальник испанской армии времен итальянских войн и взятия Гранады. Считается историками одним из лучших деятелей своего времени. За свою карьеру проиграл только одно сражение. После блестящих побед и смерти своей покровительницы королевы Изабеллы Кастильской уединился в своем имении в Гранаде. Умер в 1515 г. Каменная гробница находится перед высоким алтарем в церкви.
Монастырь святого Иеронимо
Монастырский комплекс расположен вокруг двух клуатров. Один из них до сих пор принадлежит монахиням конгрегации, которые обитают уединенно в сокрытых помещениях обители. Здесь же были построены покои для императрицы Изабеллы Португальской, путешествующих по Андалусии во время медового месяца в 1526 г. Декоративное оформление скрытого дворика выполнено в готическом стиле с элементами мудехара. В дворике растут апельсиновые деревья.
Другой клуатр оформляют двухэтажные арочные галереи, сочетая в декоре готику и стиль изабелино, популярный в Испании в начале шестнадцатого столетия. Вокруг клуатра в аркадные галереи выходит несколько старинных дверей, за которыми находятся помещения: трапезная, капелла, зал капитулов, локутория, ризница.
Первым архитектором обители был Хакобо Флорентино, затем его сменил Диего де Силоэ, он же является мастером кресел в хорах, решетки и заалтарного сооружения. В строительстве участвовали Хуан де Арагон, Хуан Васкес эль Мосо. В годы французской оккупации обитель была разграблена и частично разрушена. Только к начале 20 в. взялись за ее восстановление: построили новую колокольню, отреставрировали алтарь и фасад церкви.
Зайти во внутренний двор монастыря можно с двух шумных улиц calle Rector López Arqueta и calle San Juan de Dios. Оказавшись внутри сокрытого за стенами пространства, погружаешься в покой и тишину.
Церковь монастыря
Однонефная церковь построена в форме латинского креста. Первоначально планировали возвести готический храм, но получившие знания и практику строительства в Италии, новые мастера строили по-новому. При строительстве получилось своеобразное слияние стилей — ренессанс с элементами готики.
Вход в храм венчает полукруглая арка и по бокам обрамлен двойными полуколоннами. Над аркой расположен мраморный щит, где выполнено рельефное изображение св. Иеронимо. Уровнем выше исполнены в камне герб Католических Королей и символы, верхнюю часть венчает большое окно и бюсты апостолов Петра и Павла.
Однонефный храм обрамлен крестовыми сводами. Все сводчатое пространство покрывают скульптуры и росписи. В боковых пространствах нефа расположены небольшие часовни. Над средокрестием уровнем выше находится центральный свод — барабан на тромпах, который заканчивается еще одним купольным сводом со световыми окнами. Пространсво между неврюр обильно расписано фресками, украшено скульптурами и кессонами.
Заалтарное сооружение (ретабло)
К алтарю ведет широкая парадная лестница, что характерно для церквей конгрегации иеронимистов. Главную капеллу украшает массивное ретебло конца 16 в. Заалтарное сооружение выполнено из дерева и покрыто позолотой, разделено на четыре уровня. Первый разделяют колонны дорического ордера.
В нишах находятся скульптуры святых Каталины, Барбары, Маргариты, рельефные сцены Рождества и принесения даров. Второй — колонны ионического ордера. Центральную нишу занимает скульпрура Святой Девы Непорочного зачатия, в боковых — изображения библейских героев, связанных с житием Богородицы.
Третий уровень — коринфский, в нишах находятся скульптуры святого Иеронимо, страдающий Христос, рельефы передают сцены страстей господних. И последний — смешение орденов, в нишах изображения Троицы, символы Справедливости, Благоразумия, Терпения и Мужества.
Слева и справа от ретабло расположены скульптуры молящихся Гран Капитана и его супруги герцогини Сеса. В 18 в. своды и стены храма покрыли фресками, некоторые из них писал Хуан де Медина. Многие картины и изображения, которые сегодня украшают средокрестие и Главную капеллу, появились в более позднее время, в процессе реставрации.
Монахи иеронимисты
В 14 в. появилось в Испании много отшельников, которые перенимали образ жизни св. Иеронимо. Педро Фернанадес Печа и Фернандо Янес положили начало объединению таких монахов, в 1415 г. представители 25 монастырей собрались вместе, чтобы утвердить орден.
Монахи ведут скромный образ жизни, подражая Христу. День проводят в труде и молитве на пути к совершенству. Орден получил большое распространение в Испании, Португалии, Южной Америке. В 19 в. иеронимисты переживают большие трудности, как и другие религиозные объединения. Прошли три экспоприации земель и имущества со стороны государства.
В 1833 г. орден был распущен гражданской властью. Вновь восстановлен в 1925 г. Сегодня всего 10 монахов продолжают следовать образу жизни иеронимистов и проживают в обители Санта Мария дель Парраль в Сеговии.