Зал Послов во дворце Комарес в замке Альгамбра
Пройдя через арочные проходы из Зала Ладьи, посетители Альгамбры попадают в зал Послов (или Тронный)
Историческая справка
XIV век — эпоха расцвета Гранадского мавританского королевства. Реконкиста остановилась, короли соседних христианских королевств решали свои проблемы. Педро Жестокий, кастильский король, нажив себе врагов в лице сводных братьев, подружился с гранадским королем. Для мавританской Гранады наступили мирные времена. До сдачи христианам было еще далеко, почти 1,5 столетия.
Эмиры приступили к строительству и украшению дворцов в Альгамбре. Им через 600 лет суждено удивлять алебастровым ажуром, покрывающим стены, разноцветьем мозаичных цоколей, резьбой по дереву потолков и сводов. Вас ждет встреча с настоящим архитектурным шедевром эпохи испано-арабского Средневековья.
Зал Послов во Дворце Комарес Альгамбры
Зал Послов (Salón de Embajadores) — центральное и самое важное помещение Дворца Комарес в Альгамбре, служившее официальной тронной залой для приёмов и дипломатических встреч. Зал был местом, где эмир Гранады проводил государственные аудиенции, принимал иностранных послов и обсуждал важные политические и военные вопросы. Благодаря своему расположению в башне Комарес, Зал Послов стал символом власти и силы правителей Насридов.
Расположен зал Послов в башне Комарес, высота которой 45 метров.
Наверное сразу возникает вопрос — что означает слово «комарес»? В переводе с арабского «комарес» означает «витражи». То, что сейчас закрывает оконные проемы Тронного зала — это деревянный ажурные решетки, то ранее представляло собой великолепное разноцветное художество из стекла.
Назначение Зала Послов
Тронный зал. Здесь находился трон эмира, откуда он принимал решения, руководил страной и вел переговоры с посланниками других государств. Простор и величие помещения подчёркивали его статус как верховного правителя.
Место дипломатических встреч. Зал использовался для переговоров и подписания договоров с послами и представителями других королевств. Престиж этого зала и его расположение в самой высокой части дворца символизировали возвышенность и авторитет эмира.
Центр судебных решений. В Зале Послов эмир вершил суд, рассматривал дела подданных и выносил важные решения. Это подчеркивало его роль не только как политического лидера, но и как высшего судьи.
Символ власти и благополучия. Величественный зал с роскошным декором и высоким деревянным потолком, инкрустированным звёздными мотивами, символизировал божественное происхождение власти эмира. Потолок, выполненный в виде небесной сферы, усиливал ощущение того, что правитель находится под защитой высших сил.
Зал Послов олицетворяет мощь и величие династии Насридов. Каждый элемент декора имел особое значение: изысканная резьба по гипсу, сложные геометрические орнаменты и арабские каллиграфические надписи служили напоминанием о духовных и политических обязанностях эмира. Здесь исламская архитектура достигла пика своего развития, воплощая идеи божественной гармонии и справедливости.
Свод Зала Послов и его архитектурные особенности
Потолок Тронного зала — это удивительный пример мастерства исламских ремесленников, олицетворяющий высшие достижения столярного искусства эпохи Насридов. Это кессонная конструкция, состоящая из многоугольных деревянных планок, гармонично вписанных в стены и формирующих сложные геометрические узоры. Основу этих узоров составляют звездообразные формы, которые, поднимаясь в несколько уровней, создают визуальную иллюзию движения к центральной точке, завершённой куполом из мукарн.
Мавританским зодчим пришлось много потрудиться. Состоит сводчатый потолок из 8017 отдельных деревянных вставок. Его сравнивают с вытканным расцвеченным ковром. Для раскрашивания вставок использовались краски в соответствии с цветом небес. Свод состоит из наклонных плоскостей, которые постепенно сужаются к центру. Всего таких плоскостей 7. Центр — правильный восьмигранник, состоящий из сталактитов (или мукарн), который олицетворяет трон Аллаха.
Первые панели опираются на фриз мукарн, украшенный каллиграфическими надписями: «Тебе, о Создателю Семи Небес наложенных, не найти в творении благочестивом никакой дисгармонии». Верхняя горизонтальная панель плавно переходит в центральный элемент — крупный куб мукарн, создавая впечатление величественного подъёма к священным высотам.
Почему семь небес
Для того чтобы понять, почему — 7 небес, 7 цветов, обратимся к исламскому учению.
Согласно воле Аллаха, Земля плоская. Над ней располагаются одно над другим концентрическими кругами семь небес. Каждое небо имеет свой цвет: первое небо — изумрудное, второе из красных ромашек, третье — из красных гиацинтов, четвертое — светлое серебро, пятое — золотое, шестое — из жемчужин, и седьмое — из сверкающего света. Над Семью Небесами находится Райская обитель. В нее упирается корнями Дерево жизни. На ветвях дерева — плоды и листья, в реальности — это звезды.
Потолок Зала Послов не только украшает помещение, но и несёт важную философскую и религиозную символику. Звёздные мотивы отражают исламские представления о вселенной, где звёзды и небесные сферы играют важную роль в устройстве мира. Свод олицетворяет власть эмира как небесного избранника, его связь с божественными силами и мудрость, необходимую для управления государством.
Таким образом, деревянный потолок Зала Послов — это не только шедевр архитектурного и художественного мастерства, но и глубокий символ власти, гармонии и духовности, который поражает посетителей своей красотой и значимостью даже спустя века.
Арабески в Зале Послов: Искусство, Пронизанное Символикой
Арабески, украшающие стены Зала Послов в Альгамбре, являются ярким примером богатого художественного наследия исламской архитектуры. Декор здесь воплощает в себе сложное переплетение геометрических и растительных орнаментов, известное как атаурики. Стены покрыты искусной штукатуркой, на которой чередуются геометрические фигуры и эпиграфические орнаменты — надписи, выполненные двумя стилями арабского письма: округлым (куфическим) и курсивным.
Подойдя ближе, можно рассмотреть изумительное разнообразие и тонкость деталей, которые когда-то были ярко окрашены, но до наших дней сохранились лишь в приглушенных пастельных оттенках.
Четыре фасада зала украшены сложными и изысканными элементами. На первом уровне стены можно увидеть изразцовый цоколь — великолепное «геометрическое кружево» из глазурованных плиток, которое покрывает даже колонны. Этот мозаичный орнамент придает стенам насыщенную текстуру и глубину, идеально сочетающуюся с другими декоративными элементами.
Выше цоколя тянется полоса каллиграфии — строки из священных текстов, искусно вырезанные в штукатурке. Подковообразные арки, украшающие оконные проемы, служат отличным примером андалузского искусства: они декорированы тремя основными элементами — Роска (украшенные резьбой арки), Альбанегас (растительные мотивы), и Альфиз (рамка с арабскими надписями).
Между альфизами и верхней полосой каллиграфии расположены зоны, украшенные утонченными лепными атауриками — растительными мазками, переплетающимися с геометрическими узорами. Эти декоративные элементы тонко соединяют между собой духовную символику, передавая через искусство идею гармонии и порядка, столь важную в исламской культуре.
Трон гранадского эмира в Зале Послов
Трон эмира был расположен у задней стены зала, напротив главного входа, что подчёркивало его центральное значение в пространстве. Послы и гости, входя в зал, сразу видели его место, символизирующее власть и авторитет правителя. Эмир, сидя на троне, находился в оптически выгодной позиции — ему открывался весь зал, и его фигура доминировала над пространством. О наличие трона в центральной нише передает надпись сверху орнаментальным курсивом «Юсуф выбрал меня местом на троне».
Ниша, где находился трон, подчёркнута архитектурными элементами: мозаичные узоры на стенах и богатая гипсовая резьба. Над троном находится резной деревянный потолок, подчёркивающий важность и священность этого места. Уровень декоративной изысканности трона был символом величия эмира и его власти над народами и территориями.
В центре на полу огорожено пространство из оригинальных плиток. Так когда-то выглядел пол.
И последний штрих — встаньте спиной к нише, которая служила троном, какое гармоничное повторение удаляющихся арочных входов!
Другие статьи:
Дворцы Насридов
Экскурсии в Гранаде
Деревянное покрытие сводов
Дворец Карлоса V — торжество христианства