Картезианский монастырь Гранады
В пригороде мавританской Гранады, где находилась усадьба богатого мусульманина, именуемая «Айнадамар» или «фонтан слез» сегодня возвышается храмовый монастырский комплекс. В XIII-XV веках на возвышенности около города цвели сады, струились фонтаны, давали обильный урожай фруктовые деревья. Проникшие на территорию королевства кастильские солдаты во время осады Гранады были приятно удивлены столь зеленым садам. Здесь их ожидало чудесное спасение от столкновения с большим отрядом мавров, отправленных навстречу.
Позднее данное событие послужило причиной постройки обители. Среди зеленого изобилия монахи картезианского ордена в начале XVI века начинают строительство. По законам своего ордена им предстояло жить в полной тишине, работать в безмолвии и самим возводить монастырские стены. Строительство продолжалось почти три столетия. Церковь монастыря — настоящая жемчужина барочной декоративной работы мастеров XVII века храмовой архитектуры Андалусии.
Картезианский монашеский орден
Картезианский монашеский орден католической церкви возник во Франции в Гренобле в XI столетии. Основал первый монастырь в горах Шартрезы Бруно Кельнский, германских монах, канонизированный в 1623 году. В Средние века картезианские обители распространились по всей Европе. Духовность ордена очень аскетична: полный уход от мира, уединение, безмолвие, постоянная молитва, труд в одиночестве, вегетарианство. В наше время живут около 400 монахов.
Как и многие храмы в Испании, постройка картезианских монахов Гранады пострадала при наполеоновском вторжении, потом грянули государственные реформы 1837 года, и комплекс закрыли. Исчезли кельи и хозяйственные пристройки.
Трапезная и капеллы
Строгое, даже аскетичное с наружи, храмовый комплекс заставит испытать искреннее восхищение внутренним убранством. Сохранившиеся строения — клуатр и коммунальные залы. Внутренний двор с фонтаном, растительные изгороди, аркадные галереи с колоннами когда-то охраняли монашеский покой. В Трапезной и капеллах демонстрируются картины Хуана Санчеса Котана, рассказывающих об истории и персонажах ордена. Художник был светским монахом, много времени проводил в творческом уединении, украшал многочисленными живописными творениями.
В бывшей церкви и капелле посетителя знакомятся с работами итальянского художника Висенте Кардучо, соперника Веласкеса при мадридском дворе. Замечу, что работы обоих мастеров представлены и в музее Прадо в Мадриде.
Церковь обители
В церкви скромность и покой превращаются в сказочные украшения, давая волю фантазии мастеров-декораторов XVII века. Во всей красе и праздном величии предстает перед посетителем андалузское барокко. Пространство стен и потолочных сводов церкви украшает разной причудливой формы гипсовая лепнина, за что храм получил название — христианская Альгамбра.
В верхней части помещения размещены 7 полотен из жизни Девы Марии, написанных Атанасио Воканегра. Алтарная часть украшает гипсовая лепнина, покрытая полихромией. Украшением церкви стал деревянный балдахин, покрытый позолотой и декорированный зеркалами, работы Франсиско Уртадо Искьердо. Украшение зеркалами в храмах встречается только в Южной Испании, в Андалусии.
Святая Святых
За перегородкой, выполненной из венецианского стекла расположена Святая Святых, работы Франсиско Уртадо Искьердо, законченная к 1720 года, исполненная в стиле барокко с элементами рококо. Центральный балдахин сотворен из различных сортов мрамора, добытого в окрестностях Гранады. Скульптурное творение из мрамора украшают четыре женских образа, символизирующих христианские благодетели — Справедливость, Благоразумие, Мужество и Умеренность. В центрально части балдахина расположена дарохранилица их ценных пород дерева в 1816 году.
Четыре статуи из дерева по углам передают образы Иоана Крестителя, Святого Бруно, Святого Иосифа с младенцем Иисусом и Марии Магдалены, исполнены в человеческий рост. Венчает Святую Святых купол, расписанный фресками. Нанесенные на куполе фрески принадлежат художникам Антонио Паломино и Хосе Рисуэньо, передают Царство Небесное и его жителей. Среди небесных обитателей центральное место отведено Святому Бруно, держащим Землю.
Ризница
Барочное изобилие продолжается в ризнице беспрецедентной композицией, начатой в 1732 году, спроектированной Франсиско Уртадо Искьердо. Музыка из гипса, украшенная цоколем из мрамора и декорированная мавританской техникой тарасеа. Гипсовая витая лепнина представляет такое великолепие, что «захватывает дух» от подобной гармонии и красоты. Название декоративного стиля — чурригереско, встречающееся в Испании в храмовых украшениях. Создание стиля принадлежит архитектору и скульптору Хосе де Чурригера и его братьям в XVII веке. Созданная витая красота из стукко исполнителем Луисом Кабейо.
Цоколи из мрамора, представляющее каменное творение природы, только усиливают художественное воздействие на взор посетителей. Ретабло ризницы вырезано из этого же мрамора, добытого в Ланхароне, скульптура Святого Бруно скромно дополняет заалтарный ансамбль. Мраморное великолепие — творение камнетеса Луиса де Аревало и природы. Среди разнообразия переплетающихся и проникаующих мраморных узоров удается различить шустрого котенка или молодого барашка.
Церковная мебель ризницы инкрустирована ценными материалами, соединяющимися в правильном геометрическом узоре. Украшение выполнено из дорогостоящих пород черного и красного деревьев, перламутра, раковин, серебра. Мавританская техника — тарасеа, мастер Мануэль Васкес трудился долгих 34 года.
Обязательно выделите время из своего путешествия для посещения Картезианского монастыря Гранады, чтобы увидеть неисчерпаемое артистическое воображение, воссозданное в декоративном украшении.
На заметку туристу
Стоимость входного билета 5 евро, прилагается аудиогид на испанском и английском языках.
Расписание: понедельник — воскресение с 10.00 до 18.00
Каждую субботу с 13.00 до 15.00 церковь резервируется для проведения обряда венчания.
Проезд на такси от Кафедрального собора 6-8 евро El Monasretio de Cartuja Монастерио де Картуха
Маршрутный автобус U3.