Фасад Дворца Комарес: Величие и Утонченность Насридской Архитектуры
После осмотра Золотой Палаты, путешествие по дворцовому комплексу Альгамбры продолжается у величественного Фасада Дворца Комарес. Этот архитектурный шедевр служит одним из ярчайших примеров мавританского искусства и мастерства. В его резных украшениях и сложных геометрических узорах заключено богатство культурного наследия. Осмотр Фасада Дворца Комарес открывает новые страницы истории правителей Насридов, где каждая деталь рассказывает о величии и изысканности мавританской архитектуры.
Фасад Комарес, который обозначает границу между общественной и частной сферами жизни Насридов, воплощает в себе исключительную архитектурную концепцию, является зенитом искусства исламского мира. С его уникальным декором и пропорциями, он олицетворяет одну из самых грандиозных работ эпохи Насридов.
Он стал шедевром исламской архитектуры. Инновационная архитектурная структура фасада основана на квадрате, который определяет его форму, а диагонали этого квадрата используются для расположения дверных проемов. Пропорции фасада, несмотря на множество слухов, не базируются на «золотом сечении», как объясняет исследователь Альваро Мартинес.
История создания фасада
Возведение фасада Комарес связано с правлением Мухаммеда V, который после своего возвращения на трон в 1362 году смог добиться важных побед в войнах с христианскими королевствами. Он укрепил свое влияние в королевстве, успешно провел военные кампании против Иснахара, Бурго, Приего, Хаэна и других городов, увенчал свои успехи захватом Альхесираса в 1369 году. Эта последняя победа имела огромное стратегическое значение как с военной, так и с экономической точки зрения, обеспечила контроль над Гибралтарским проливом.
Фасад Комарес, возможно, также отражает соперничество с кастильским королем Педро I, который в это же время построил Севильский Алькасар, схожий по стилистике. Вдохновленный своими военными успехами, Мухаммед V приказал возвести этот архитектурный шедевр. В то же время, его отношения с влиятельным визирем Ибн аль-Джатибом обострились, что привело к изгнанию последнего из Гранады в 1370 году. Протеже Ибн аль-Джатиба, поэт и придворный Ибн Замрак, занял место главного визиря и стал одним из самых влиятельных фигур при дворе. Получил также почетный титул «двойного визиря» и продолжил расцвет поэтической традиции в Альгамбре.
Карниз фасада Комарес
Великолепное стихотворение, вписанное в архитектурные элементы Альгамбры, находится на аррокабе (орнамент, выполненный по основанию свода, служащий фризом) широкого наклонного карниза, выполненного из ливанского кедра с тончайшей столярной работой. Карниз поддерживается длинными кронштейнами и увенчан мукарнами, (сталактитовые структуры) которые также служат укрытием для благоприятных молитв, защищающих это место. Каждая строка стихотворения Ибн Замрака занимает отдельный картуш (орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углам), разделённый декоративными раковинами, и, по мнению исследователя Фернандеса-Пуэртаса, написана белой краской с чёрным контуром на фоне альмагры. Растительные узоры и спиральные стебли здесь выполнены золотом, добавляя элемент блеска и роскоши.
Стихотворение, написанное в жанре фаджр (на арабском обозначает рассвет), типичном для самооценки или возвышения архитектуры, говорит от первого лица, словно сам фасад повествует о своей величественности. Он защищает карниз как символ королевской власти, словно это корона, возвышающаяся над входом. Таким образом, карниз выступает метафорой, объединяющей блеск и драгоценность королевской диадемы с духовной и пространственной высотой здания.
Надпись гласит: «Да приумножит Аллах красоту сего здания, как затмевает своей красотой он любое творенье. Обликом гордым своим, несомненно, ему я обязан. С завистью Запад воззрит на меня, средоточье Востока.»
Это произведение не просто украшение — оно несёт в себе глубинные смыслы, отражая как эстетическое, так и философское содержание, присущее архитектурному гению Насридов.
Декоративное оформление
Фасад Комареса возвышается над площадкой, расположенной на трёх ступенях из белого мрамора, создавая ощущение приподнятости и значимости. Его украшение выполнено с использованием атауриков (элемент декора растительного орнамента), что подчеркивает мастерство Насридов в декоративных искусствах. Орнамент поднимается по фасаду, увеличивая свою детализацию от основания к вершине, создает впечатление эволюции и восхождения. Возможно, это сделано в память о наложении классических ордеров, что представляет собой кульминацию пропорциональной системы, воплощённой в искусстве Насридов.
Фасад украшен многочисленными надписями. В нижней части использованы куфические письмена, а в верхней — рукописные, и все они восхваляют Бога и султана Мухаммеда V. Царский девиз Насридов «Победитель один — Аллах» повторяется несколько раз, подчёркивая духовную и политическую власть династии.
Аллегорическое значение фасада усиливается цитатами из Корана. Вокруг центрального окна верхнего этажа начертана сура Трона (аят аль-Курси), одно из самых ярких выражений божественного владычества. Эти коранические строки сопровождаются традиционными формулами благословения, которые подчеркивают величие и защиту Аллаха. Они делают фасад Комареса не только архитектурным шедевром, но и духовным символом силы и правления.
Двери фасада… Куда ведут?
Фасад Комареса украшен двумя дверями, облицованными изразцами на керамических постаментах и дополненными гипсовыми перемычками. Эти двери, отделенные друг от друга резной лепниной, ведут к различным зонам дворца. Над ними расположены два сдвоенных окна с гирляндными арками и одно центральное, меньшего размера, с лопастной аркой. Арка обрамлена коранической надписью, символизирующей духовную защиту и власть. Эти окна выходили в частные комнаты Комареса, из которых можно было незаметно наблюдать за дворцом через решётки.
Зачем две двери на фасаде? Дело в том, что их одинаковость создавалась намеренно, чтобы сбить с толку злоумышленников. Правая дверь вела в коридор, соединяющийся с рабочими помещениями дворца во времена Насридов, а после завоевания — в проход. Левая дверь открывала путь в небольшую комнату и извилистый коридор для стражи, который заканчивался у Патио-де-лос-Аррайанес (Патио Комареса). Эти двери, открывающиеся в противоположные стороны, позволяли охране защищаться и эффективно контролировать вход в царские покои, а также предотвращать побег.
Коридор, ведущий в Миртовый дворик
Войдя через левую дверь, вы попадали в тройной поворот с охранными скамьями. Здесь можно было полюбоваться сложными деревянными потолками с полихромией и различными узорами, выполненными в технике «атаухерадо» — искусстве тончайшего резного орнамента по дереву. Такой резной орнамент придает конструкциям воздушную лёгкость. Эти геометрические узоры и декоративные ленты, закрепленные на потолке, подчеркивали богатство деталей и мастерство мавританских ремесленников.
Изогнутые коридоры, ведущие во внутренние помещения, отвечали как требованиям безопасности, так и уединения. Такой подход препятствовал прямому обзору интерьера с улицы и создавал чувство изоляции. Посетители, проходя через коридор к Патио-де-лос-Аррайанес, переживали неожиданный переход из полумрака в ярко освещённый внутренний двор. Этот эффект не только усиливал эстетическое восприятие, но и подчёркивал сложность и тонкость архитектуры, требуя времени на осмысление и наслаждение каждым элементом дворцового ансамбля.